личный сайт Шляховой Юлии Николаевны, воспитателя высшей кваллификационной категории МАДОУ «Детский сад №5 «Колокольчик«», город Кувандык

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Подвижные игры, как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья детей.

02 - 03 ноября

 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Подвижные игры, как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья детей. 

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Между тем на уровне житейских суждений здоровье обычно воспринимается как недостижимый идеал или сумма среднестатистических, общих для всех норм и, как правило, лишено конкретного психологического смысла. 
Однако здоровье – явление самостоятельное и многоаспектное. Каждый человек здоров условно, и каждый может быть здоровым в определенных условиях. Строго объективных критериев здоровья нет – существует более 300 определений здоровья. Наиболее распространенным является определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Давая определение здоровья, большинство педагогов имеет в виду физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего психический, социально - педагогический аспекты. 
На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Одним из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья является - подвижная игра.

Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповом помещении, в физкультурном и музыкальном залах, а так же на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития её участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры – короче, степень нагрузки – меньше, участие взрослого – активнее. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия. Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста( 3-4 года). Например: «Мой веселый звонкий мяч», «Слушай внимательно».

Подвижные игры для детей пятого года жизни более разнообразны. Правила в играх усложняются, в игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Дети начинают проявлять в играх инициативу, умение действовать целесообразно, успех в игре приносит им радость. 
Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет):  «Пробеги тихо», «Кто больше».

В старшей группе игровая деятельность детей становится все более многообразной, чаще наблюдаются проявления самостоятельности. Это проявляется и в распределении ролей, и в соблюдении правил, и в непосредственном проведении самих игр. Дети стремятся к результативности игровых действий, постепенно овладевают умением их планировать. Ребята начинают организовывать игры по своей инициативе в небольших группах. 
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет): «Бросай мяч», «Хитрая лиса».

В подготовительной группе дети становятся более самостоятельными в организации подвижных игр, в сборах на подвижную игру проявляют более высокую организованность. Дошкольники выбирают игры в соответствии со своими интересами и желанием упражняться в том или ином виде упражнений. В играх с элементами соревнования начинает проявляться коллективная ответственность. В целях воспитания организаторских способностей педагог поручает детям проводить подвижную игру сначала с небольшим количеством сверстников, а затем и со всей группой. 
Подвижные игры для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) : «Жмурки», «Мини – футбол».

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен  не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений нужно стараться соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулировать допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивать или уменьшать количество повторений. Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.

Призыв В.В.Путина «Здоровый ребенок – здоровая нация - здоровое, богатое государство» подтверждает необходимость воспитания здорового и гармонично развитого поколения. Ведь для здорового будущего завтра – это постоянная забота о благополучии детей сегодня. В нашем детском саду для этого созданы все условия  для самостоятельной двигательной деятельности детей, соответствующий их возрасту и потребностям, который будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, навыков самоорганизации и общения со сверстниками. По мнению В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

При условии тесного взаимодействия педагогов и родителей может дать хорошие результаты. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Снижение заболеваемости, охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ЗОЖ, подготовка к школе и дальнейшей жизни, научить ребенка быть здоровым, физически активным, защитить его от опасностей современного цивилизованного мира – это наша цель. По мнению С.Я.Эйнгорн: «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей».


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.